Образовательные проекты

Райзберг Борис Абрамович

Настоящее краткое пособие призвано посвятить учителей, вынашивающих идеи применения Интернета в образовательном процессе - в самые элементарные "тайны" проектирования. Предлагаемый набор основных сведений о проектах при­зван дать преподавателям возможность изложить свои предложения в виде про­стейших, но в то же время ясных, прозрачных образовательных проектов, свидетельствующих о практической воплотимости проектного предложения.

1. Общие сведения о проектах и проектировании

Любой творческий, продуктивный, результативных замысел проходит в своем развитии путь от идеи (озарения) до практического воплощения в реальный объект или процесс. После тщательного продумывания идеи, придания ей убедительности, осязаемости происходит кристаллизация замысла, придания ему формы, позво­ляющей познать, изучить, проанализировать его прогрессивность, реализуемость. перспективность. Такая форма представления идеи получила название проекта. Проект — это уже не просто витающая в умах идея, а ее предметное представление в виде конкретных образов.

Итак, проект есть модель, образ предлагаемого к созданию и использованию объекта (процесса) в виде словесного описания (вербальная модель), графического изображения (чертежей), схем. числовых показателей, расчетов, раскрывающих сущность замысла создания проекта и обосновывающих возможность и целесообразность практической реализации замысла. Как упоминалось выше. проект созда­ния принципиально новых типов объектов, применения, освоения технологических новшеств именуют инновационными.

В зависимости от отрасли, сферы применения продукта (объекта, процесса). создаваемого на основе проекта, различают самые разные виды проектов, такие как социальные, научно-технические, технологические, экономические (производственные), строительные, культурно-просветительные, образовательные, экологиче­ские, оборонные, внешнеэкономические, космические и ряд других.(Интернет-проекты относятся в основном к виду информационных, а в той части. в которой они направлены на развитие и совершенствование образования, это ин­формационно-образовательные или просто образовательные Интернет-проекты.)

Процесс разработки, составления проекта называют проектированием. Создание крупномасштабного проекта — сложный и трудоемкий процесс, которым заняты большие группы специалистов разного профиля, целые проектные институты, проектно-конструкторские и технологические организации (бюро). Маломасштабные проекты могут быть разработаны относительно небольшим группами специалистов. в числе которых должны быть лица, владеющие знаниями, представлениями о решаемой проблеме, а также организаторы-управленцы, экономисты, социологи, психологи.

Необходимо различать заказные и инициативные проекты. Разработка заказ­ного проекта осуществляется по решению заказчика в лице, например, государственной организации, заинтересованной в реализации проекта, отвечающей за данный проект. Заказчик формулирует задание на проектирование, которое в сложившейся практике называют техническим заданием и передает его избранному заказчиком разработчику проекта. В задании указывается каковы цели и задачи проекта. в какой срок он должен быть разработан, объем и источники ресурсов, выделяемых на проектирование и выполнение проекта.

Инициативный проект, как следует из названия, разрабатывается по инициативе лица, группы лиц, организации, заинтересованных в решении проектной проблемы. Инициаторы проекта сами выявляют проблему, формулируют цели задачи проекта, призванного указать пути и способы решения проблемы, проводят пер­вичную разработку проекта, подтверждающую реальность проектного замысла. В последующем инициаторы и первичные разработчики либо сами завершают разработку, а то и реализуют проект, изыскав необходимые ресурсы, средства, либо обращаются в государственные органы, заинтересованные организации, общественные и благотворительные фонды с просьбой поддержать проект. Ьсли инициатив­ный проект получает признание официальных органов, он может быть переведен в разряд заказного.

Любой солидный, заказной проект представляет оригинальное творение, обладает своеобразием, содержит творческое начало. В связи с этим практически невозможно создать единую методику проектирования, строго установить состав и содержание любого проекта. В этом смысле проект не удается создать по единому шаблону, если только он не воспроизводит уже известный типовой проект. Так что проектанты обладают высокой степенью свободы, позволяющей воплотить в проекте оригинальные, собственные подходы к решению проектной проблемы.

В то же время существуют выработанные теорией и многолетней практикой проектирования принципы разработки проектов, представления об их структуре и содержании, которые следует неукоснительно соблюдать во избежание снижения качества проекта, возможностей его реализации, а то и вовсе представления под видом проектов их жалкого подобия. Чаще всего искаженное, неполноценное проектирование свойственно авторам инициативных проектов, не отягощающих себя обязанностью овладеть хотя бы самыми элементарными правилами проектирова­ния, познаниями о строении, структуре проекта, его составных частях.

Прежде всего необходимо знать и понимать, что любой проект должен быть направлен на решение определенной проблемы. Проблемность проектов роднит их с целевыми, комплексными программами решения крупных народнохозяйственных проблем. Собственно говоря, такие программы и именуют социально-экономическими проектами, В терминологии, используемой за рубежом, между понятиями "проект" и "программа" не проводятся существенные различия, так что проект правомерно рассматривать как относительно маломасштабную программу решения назревшей проблемы. Кроме того. в программах упор делается на совокупность действий, ведущих к решению проблемы (программа действий), а в проекте — на создание системы, объекта, процесса, посредством которых решается проблема.

Любая проблема заключается в наличии несоответствия между желаемым, необходимым. требуемым состоянием и реальным сложившимся состоянием. Осуществление проекта призвано снять, ликвидировать эту разницу, привести объект (процесс) в нужное состояние. Следовательно, прежде чем разрабатывать и предла­гать проект, надо уяснить суть проектной проблемы, сформулировать ее в качественном и количественном представлении.

Понимание проблемы позволяет придать проекту целевую ориентацию, так как в конечном итоге цель проекта — устранение несоответствия между нынешним и более предпочтительным состоянием объекта (процесса). Отсутствие четкого понимания. обоснования решаемой проектной проблемы и вытекающей из нее цели — признак явного несовершенства предлагаемого проекта. Проектант (заказчик проекта) должен прежде всего убедиться, существует ли проектная проблема, в чем она состоит, каковы ее масштабы и степень настоятельности, не решится ли проблема традиционными методами, без дорогостоящего проекта.

Если существование проблемы очевидно, доказуемо, а необходимость ее ре­шения есть общественная потребность (а не прихоть, дань моде, предмет увлечения). то возникают достаточные основания для разработки проекта, призванного в возможной степени решить проблему. Указание на возможную степень подчерки­вает, что далеко не все проблемы могут быть решены в полной мере. Не только потому, что пока мы не знаем как их решить, но и вследствие ограниченности наших ресурсных возможностей. Поэтому, даже глубоко овладев проблемой, осознав настоятельную необходимость ее решения с учетом наличия других проблем (которые могут оказаться не менее важными), подтвердив ее значимость, надо реально поставить цель проекта. Формулирование цели представляет настолько важный элемент проектирования, что его выделяют в самостоятельную стадию, называемую целеполаганием.

Один из мудрецов справедливо утверждал, что человечество ставит перед со­бой только такие задачи, для решения которых созрели реальные предпосылки. К сожалению, не все инициаторы и вдохновители проектов соблюдают это правило, в результате чего наблюдается множество ошибок, колоссальные потери за счет сорвавшихся. невыполненных проектов. Еще раз подчеркнем, что проектирование не есть поле деятельности бесплодных мечтателей, прожектеров, забывающих в плену заманчивой идеи о необходимом наличии условий и средств ее реализации.

Проектное целеполагание как раз и заключается в установлении такой цели и вытекающих из нее задач проекта, которые достижимы в пределах располагаемого времени осуществления проекта, с учетом реально имеющихся и предвидимых ресурсов и ограничений социального, психологического научно-технического правового. морально-этического характера. В обоснованной постановке целей и задач проекта кроется главное условие его реализуемости, конечного успеха.

В основе построения проектов (программ) лежит логическая цепочка: цели — задачи — пути и способы их достижения (решения) — средства, необходимые для практической реализации намечаемых мер по достижению целей, решения задач в заданное время.

Полноценное проектирование требует охвата всех элементов этой цепочки, достижения взаимосвязи, согласованности элементов. Чтобы достичь полной согласованности целей, задач и средств их достижения, чаще всего приходится неод­нократно двигаться в одну и другую сторону вдоль цепочки "ЦЕЛИ — ПУТИ — СРЕДСТВА", корректируя, изменяя, "подгоняя" их друг к другу. Такие процедуры неизбежны в процессе проектирования, но они служат гарантией достижимости целей. Иногда приходится умерить первоначальные целевые порывы, увеличивать сроки осуществления проекта, следуя золотому жизненному правилу "по одежке протягивай ножки".

Принципиально важно понимать, что проектирование есть многоэтапный процесс.

Во-первых, это обусловлено необходимостью многократного согласования це­лей проекта, путей их достижения, требуемых средств и их источников, о чем сказано выше.

Во-вторых, на каждом этапе проектирования происходит углубление представлений о проекте, его конкретизация и детализация. Поэтому, когда мы говорим "проект", то по сути имеются в виду несколько видов проектов, отличающихся глубиной и степенью завершенности их разработки. В проектировании технических объектов выделяются следующие этапы проектирования и соответствующие им виды проектов:

1. Проектный замысел в виде общего описания идеи проекта, ее обоснова­ния, первичного формулирования целей и временных параметров осуществления проекта. Проектный замысел называют также концепцией проекта.

2. Проектное задание, содержащее формулировку целей и задач проекта, требований к создаваемому объекту (процессу), основных способов решения проектной проблемы. В проектном задании оговаривается время разработки и сроки осуществления проекта, указываются ресурсные и другие ограничения, которые необходимо соблюдать при разработке. Задание содержит описание результата, который должен быть достигнут посредством реализации проекта, требования к уровню экономической (социально-экономической) эффективности проекта.

Разработка инициативного проекта не избавляет от необходимости составления проектного задания, только в этом случае задание не выдается заказчиком, а составляется самим инициатором проекта.

3. Эскизный проект (аван-проект). как следует из его названия, представляет собой первоначальное, эскизное видение проекта в его главных, определяющих чертах, но с охватом всей триады: "ЦЕЛИ — ПУТИ — СРЕДСТВА". Это обобщающее, концентрированное описание, характеристика самого проекта, объекта проектирования, показателей проектируемого объекта (процесса), способов создания. изготовления, использования объекта (процесса), достигаемого результата. требуемых затрат, получаемого эффекта. В эскизном проекте фиксируются сроки и этапы разработки и осуществления проекта. Эскизный проект уточняется в процессе последующего проектирования.

4. Технический проект содержит конкретные технические и организационно-экономические решения, представленные в виде: чертежей, расчетов, схем. графиков. определяющих, характеризующих предметный облик создаваемого объекта. его частей, описаний процесса их взаимодействия в ходе функционирования объекта. оценки затрат на создание и применение объекта, достигаемых результатов. Технический проект подтверждает техническую возможность создания, производства. применения объекта.

5. Рабочий проект представляет самую детальную проектную разработку в виде технической и технологической документации, но основе которой можно создать и применить на практике проектируемый объект (процесс).

Отметим, что при разработке социально-экономических, научных, организационных. информационных, культурных, образовательных проектов, не связанных производством новых видов материальной продукции, а основанных на использовании существующих ее видов, стадии технического и раоочего проектирования могут не выделяться под соответствующим названием, а представлять естественное продолжение эскизного проектирования, но на более высоком уровне детализации, конкретизации.

В настоящем пособии не рассматриваются организационно-управленческие аспекты разработки проектов, связанные с принятием решений о разработке, выдачей заданий на проектирование, анализом и утверждением или отклонением проектов.

2. Специфика разработки инициативных образовательных проектов

В принципе к образовательным проектам относятся все высказанные выше соображения и положения о разработке проектов. Вместе с тем, учитывая, что Федерация Интернет Образования ориентируется на вовлечение в процесс составления инициативных проектов широкой массы учителей школ, в основном новичков в проектировании, целесообразно выделить специфические моменты, сопутствующие такому проектированию.

Прежде всего, необходимо уточнить объект образовательного проектирования. По нашему мнению, можно выделить, например, такие темы. объекты образовательных проектов, далеко не исчерпывающие их возможный набор:

> методика, технология, организация, техническое и программное обеспечение массового обучения учителей, а затем и школьников пользованию Интернетом;

>включение в школьный курс информатики разделов, содержащих сведения об Интернете и пользовании им;

>создание в Интернете сайтов. содержащих новые знания, сведения, еще не отраженных в школьных учебниках и учебных пособиях;

>написание и выпуск специальных электронных школьных учебников особой структуры, создающих возможность интенсифицировать процесс обучения;

>создание и применение средств дистанционного обучения с использованием Интернета;

> формирование в Интернете банков данных справочного характера, имеющих непосредственное отношение к сведениям, необходимым для усвоения школьных предметов и т.д.

Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться при ознакомлении с инициативными образовательными проектами, заключается в их неполноте, заве­домой незавершенности, концентрации внимания на проектном замысле, а


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Сайт создан в системе uCoz